Адрес самовывоза: ул.Полевая,25
 
  VELCOM: +375 29 688-42-14, +375 29 648-42-14 | МТС: +375 33 603-61-09   пн-вс с 9.00-21.00

Послушный ребенок: 

или, Когда дети начинают слушаться

Когда дети только рождаются, то их не заставляют слушаться. Но стоит ребенку немного повзрослеть, обрести хоть малейшую самостоятельность, как взрослые начинают жаловаться, что ребенок «Не слушается!».

Что же такое послушный ребенок в понимании родителей и почему ожидания взрослых в отношении послушания детей не всегда бывают оправданы?

В представлении многих родителей послушный ребенок это робот, который выполняет все просьбы, не нарушает установленных, порой лишних и никому не нужных запретов, всегда прекрасно кушает и чуть ли не сам вовремя ложится спать. Но ни один реальный ребенок не соответствует этим идеальным представлениям, взрослые начинают думать, что упустили что-то в его воспитании или оказались плохими родителями.

На самом же деле, в возрасте до 2–3 лет ребенок еще не умеет не слушаться. Он не способен перечить чужой воле, делать что то назло и специально. Проблема в том, что часто ожидания взрослых нередко завышены и они не учитывают возрастных особенностей и возможностей ребенка. Первые простые инструкции дети начинают понимать в 9–10 месяцев. И даже если малыш усвоил нужное правило, несколько дней спустя он может его просто забыть, что приводит в недоумение маму или папу. Ребенок усваивает такие непостижимые объемы информации, что менее важные данные могут и потеряться. А детскую любознательность, стремление все увидеть, потрогать, попробовать невозможно остановить словами. Да и зачем?

Нередко взрослые переоценивают способность детей понимать словесные инструкции. Ребенок только осваивает речь, часто и сам еще не говорит и ему не под силу разобрать многословные объяснения и тем более привязать их к своим представлениям о мире.

Еще одна особенность возраста – маленьким ребенком управляют сиюминутные желания и стремления, и он не способен им противостоять.

Поэтому пока ребенок маленький, родители должны брать ответственность за его поведение на себя, не надеясь на его послушание. Но устанавливать границы, говорить про запреты и устанавливать попытки следования правилам в семье нужно. Только делать это нужно постепенно, без крика и напора.

Послушные дети: трудное слово «нельзя»

Не нужно тратить все силы на то, чтобы подчинить ребенка, заставить соответствовать всем установленным вами правилам сразу, даже если это не первый раз сказано. В первую очередь нужно постараться понять причину неправильного поведения малыша, попытаться понять ребенка, установить с ним контакт. Тогда дети сами часто идут на уступки и признают, что нужно было сделать по другому.

Для того чтобы послушаться родителей, малыш должен:

  • Услышать просьбу. Самое главное, чтобы ребенок услышал, нужно привлечь его внимание, обнять, посмотреть в глаза.
  • Понять просьбу. Нужно выражать свои требования прямо и как можно проще.
  • Запомнить. До старшего возраста придется повторять несколько раз, т.к. у ребенка развита только непроизвольная память. Если много запретов - ребенок запутается и не запомнит ни одного.
  • Вспомнить о запрете в нужный момент. Для крохи это очень трудно.
  • Послушаться. Если требование не противоречит собственным желаниям ребенка, он обычно охотно слушается. В остальных случаях кроха действует импульсивно и нарушает запреты прежде, чем успевает о них подумать.
Что запрещать малышу в возрасте до двух лет?

До 2 лет малышу обычно не по силам выполнить столь сложную цепочку действий. И трудности возникают на протяжении всего дошкольного возраста и дальше. Поэтому постарайтесь проанализировать все привычные запреты и подумать, как вы сами можете избежать проблем, не рассчитывая на понятливость крохи. Обычно запреты касаются таких областей:

  • Безопасность ребенка. Проще и безопаснее все убрать, а не ждать и надеяться, что малыш вспомнит про установленный запрет или поймет, что это делать нельзя. Слово «нельзя» нужно употреблять только в самых крайних, наиболее серьезных случаях и стараться произносить его строго и убедительно. Для других ситуаций используйте синонимы, объясняющие запрет «горячо», «колется», «высоко» и показывать на примере, что обозначают эти слова. Даже если ребенок не понимает – продолжайте объяснять и повторять запрет. И не забывайте про слово «можно», предлагайте замену опасным действиям.
  • Безопасность других людей. Многие дети бьют родителей, хватают за волосы. И говорит это не об агрессии, а о том, что малыши учатся общаться с людьми. Лучше всего отвлечь кроху или создать препятствие таким действиям. Ребенку постарше можно и нужно демонстрировать недовольство, говорить о том, что вы чувствуете.
  • Чистота, сохранность вещей. Дети не специально ломают вещи и наводят беспорядок. Поэтому уберите все ценное, закройте большую часть шкафов, но оставьте крохе место, где он сможет удовлетворять свое любопытство, развивать маленькие пальчики и набирать опыт разной деятельности.
Важные составляющие в воспитании послушного ребенка.

Все дети очень разные. Некоторые дети едят мало или слишком разборчивы. Другие спят меньше сверстников. Есть дети спокойные и усидчивые и такие, которым требуется непрерывное движение. Самое важное – понять, какой именно ваш ребенок, а не пытаться его подстроить под идеального ребенка по ашему усмотрению. Стоит принять малыша таким, какой он есть, и признать, что изменить его физиологические потребности не получится. Если ребенок очень сильно разбушевался, то проще не кричать и пытать его успокоить, а увлечь его более спокойной игрой, предложить найти что то интересное в другой комнате или крепко обнять. У крохи всегда должно быть место и время для шумных, активных игр. И бессмысленно ругать ребенка просто за то, что он ребенок.

Волевая сфера: возможности малыша

Ближе к 3 годам многие знания и навыки ребенка не вызывают сомнения. Он действительно научился есть ложкой, но делать это не хочет и точно знает, что нельзя нажимать кнопки на компьютере, но все равно нажимает. Это потому, что все привычное и разрешенное – просто скучно, да и управление собой – это слишком сложная задача в этом возрасте. Есть несколько простых приемов, чтобы ребенок спокойно одел одежду или без слез приходил из улицы домой, или с удовольствием поел кашу. Нужно просто отвлечь его внимания от того, что он не хочет делать и сказать, например, что как интересно будет на улице (если он быстрее оденется) искать клад или играть в снежки.

Одежда с изображениями любимых зверей, красивая зубная щетка, мыло необычной формы также помогут справиться с нежеланием ребенка одеваться, чистить зубы, мыться.

И конечно, самый лучший способ мотивировать малыша – превратить важное дело в игру. Вместо того чтобы собирать разбросанных кукол и зверей, развозите их, например, по местам на любом имеющемся в детских игрушках транспорте. А засыпать станет намного интереснее, если ребенок ненадолго станет пушистым маленьким медвежонком и засыпать будет не в кровати, а в своей берлоге.

Кризис непослушания

После 2 лет дети очень сильно меняются. Рубеж нового возрастного этапа называется «кризис трех лет». И это ничего страшного, наоборот, это переход ребенка к другой ступеньке развития.

Кризис трех лет – период отделения ребенка от родителей, утверждение его самостоятельности. Данное время характеризуется и громкими протестами, и явным, даже нарочитым, непослушанием. Так ребенок учится отстаивать свое мнение и доказывает свое право действовать и принимать решения.

Задача родителей – не ругать, а лучше предоставить малышу некоторую свободу, одновременно с этим обозначив рамки дозволенного. Если пытаться подавить волю ребенка, его развитие замедлится, но потакание всем желаниям лишит малыша чувства защищенности и стабильности.

Самое важное – не оставлять попыток договориться о выполнении главных правил и позволяйте малышу проявлять независимость там, где можно. Но в серьезных ситуациях никогда не идите на поводу у ребенка, разрешая ему выбежать на дорогу или пройти опасный участок без вас.

К 3 годам от ребенка можно уже требовать некоторого послушания, но требования родителей не должны противоречить важнейшим потребностям ребенка, например, голод усталость, плохое настроение.